Довелось мне работать мастером производственного обучения в одном из профессионально-технических училищ. Оно имело красивое название и гордо носило статус лицея, но на деле, это было обыкновенное ПТУ, готовившее трудовой резерв для предприятий города.
Дети были в основном непростые. К нам приходили те, кто ненавидел учёбу и желал поскорее закончить «каторгу» за партой и начать зарабатывать живую копейку. Естественно, в такой среде находилась очень благоприятная почва для процветания криминала, начиная от слабоалкогольных напитков, употребления различных суррогатных наркотиков и заканчивая воровством и грабежом.
Пока я был молодым и неопытным, с учебной скамьи в тюрьму отправлялось по одному-два человека в год. Это всегда переживалось, как личная трагедия и утрата, хотя, преступления совершались на каникулах или вечером, и моего личного упущения тут не было.
Подобные события заставили меня работать на опережение. На седьмом году своей деятельности, я уже настолько набрался опыта, что мог видеть ребят подросткового возраста насквозь, различал все их уловки, хитрости и попытки обмануть меня. Мне хватало всего пары минут общения, чтобы увидеть потенциального воришку или будущего прогульщика. Я вычислял криминалитет и начинал действовать на опережение, пока преступление не совершилось.
Перепробовал всё: вызовы родителей, угрозы, рассмотрение на педагогическом совете, даже рукоприкладство (во благо конечно) – всё оказалось неэффективным и статистика не менялась. По-прежнему, один-два человека в год теряли свободу и основной статьёй преступлений было воровство.
Тогда я решил действовать методом от противного – не препятствовать человеку сделать фатальную ошибку, а наоборот, ускорить это дело. Мой план был в следующем:
Я завёл друзей в администрации открывшегося неподалёку супермаркета и пообещал им, что буду тестировать систему охраны;
Выбрал пару надёжных ребят среди старшекурсников, которые могли втереться в доверие и работать под прикрытием;
Определял потенциальных воришек и направлял их на преступление в супермаркет.
Двое старшекурсников проносили в карманах товар мимо кассы (разумеется с ведома администрации магазина) и хвастались своей удачей перед потенциальной «жертвой». Будущий преступник, видя живой пример осуществления царивших в нём идей, тут же шёл на криминал. Начальник охраны магазина был уже предупреждён и вёл его, принимая на выходе.
Вора вели в комнату охраны и имитировали вызов милиции и мастера производственного обучения. Приходил я, делал вид, что слёзно упрашиваю отпустить моего ученика, а потом выкупал его, оплачивая штраф за товар в тройном размере.
Магазин получал тест охраны на работоспособность, а мне доставалась победа – за три года, ни одного привода в милицию. Несостоявшиеся грабители получали сильный стресс, а я объяснял им, что в следующий раз не нужно действовать осторожнее и не попадаться на горячем – требуется оставить дурацкую затею раз и навсегда.
Может меня многие и осудят за такое самоуправство, но я горжусь спасёнными человеческими судьбами. Нужно уметь видеть в своих детях не только хорошее, но и пытаться увидеть плохое и суметь противопоставить этому что-то очень действенное.
Всё что происходило, оставалось моим секретом и тайной тех незадачливых преступников, которых я якобы выкупил. Бывало, я шантажировал этим прогульщиков – они боялись гнева родителей и немного исправлялись.
Хотелось бы знать мнение уважаемой публики: имеет ли преподаватель моральное право ставить такие эксперименты над детьми? Какова была бы ваша реакция, если бы вы узнали, что преподаватель так поступает с вашим ребёнком?
Парень, респект тебе!!! Очень творческий подход педагога, просто отлично! Это не эксперимент — это одна из форм воспитания. Со сложными подростками очень сложно работать, они не боятся ничего, поскольку видели в своей жизни очень много, как звереныши. И если благодаря такому подходу хотя бы один не будет в дальнейшем красть, это уже немало.
Спасибо за поддержку, скажу вам, что мои ученики тоже на меня влияют, раз я делаю такие штуки, которые не характерны для взрослого серьёзного дядьки.
Достаточно спорный метод.
Соглашусь, что усвоение материала, продуктивней зайдет ребенку через некую практику, через получение эмоций, с реакцией публики и всеми вытекающими. НО! Мало действовать таким образом как личная беседа, так как все идёт от окружения. Не нужный, не контролируемый ребенок, может и быть человечным, осознавать, результат своих деяний, но! Так действую все окружающие его, так же нужно не выливаться из коллектива, иначе «куда я такой один?».
И ещё момент, какой вывод сделано ребенок? «Ого, за меня внесли залог, какой хороший человек. У меня есть поддержка, а значит фух, прокатило!» Расслабится, и возможно повторит вновь то, что уже делал.
Так как во время пойманного действия остался БЕЗНАКАЗАННЫМ.
Так что, сильно ли повлиял в данном случае педагог на подростка ?
Не считая единичного случая?!
Лолита, ценные критичные советы я приму их к личному сведению. Спасибо.
А на счёт не выливаться из коллектива — мы с ними идём к одной общей цели, мне их главное два года продержать, заинтересовать, а на третий я их отвожу на предприятие и устраиваю на первые реальные деньги. (8-12 тысяч не так уж много, но для практикантов очень даже ничего.).
На счёт залога. Шантажировал некоторых, если мол будут прогуливать уроки расскажу родителям и они усвоили урок: хотели дать мне взятку за экзамены, заснять и шантажировать уже меня. Но я же не в себе — денег не взял. (Они мне сами потом рассказывали, смеялись при этом, есть, что вспомнить!)
«Нужно уметь видеть в своих детях не только хорошее, но и пытаться увидеть плохое и суметь противопоставить этому что-то очень действенное. » — очень хорошая мысль.
Сама некоторое время работала в магазине канцтоваров. Для детей будто развлечение прийти и утащить что-то в кармане или это из-за зависти, что у кого-то есть. Но скорее всего из-за безнаказанности и отсутствия последствий. Бывало вызывали родителей, а те с орами и криками защищали и оправдывали своих детей.
Да Мария, вот этого и я боялся, что родители будут ругать меня за самодеятельность и оправдывать проступки своих детей. Но мнение неравнодушной публики меня успокоило. Градус ожидания расправы снизился.
Как говорил мой классный руководитель «учитель — не профессия, это призвание». И многих уроков жизни нам не дадут дома. Круто, что вам удалось оказать такое влияние, в подростковом возрасте всё видится иначе и кража зачастую всего лишь шалость, но может и в привычку войти из-за безнаказанности. Тут главное вовремя припугнуть, что вы и сделали 🙂
Считаю, что вы сделали все правильно! И сказала бы только спасибо
Вспомнился фильм «Особое мнение» с Т. Крузом в главной роли. Краткое содержание: «Существует особый предпреступный отдел. На основе психических технологий разработана программа, с помощью которой работники отдела могут узнать о еще не совершенном убийстве и арестовать подозреваемого еще до совершения им преступления. Эта система работает идеально, но самое страшное начинается тогда, когда ты сам оказываешься обвиненным в еще не совершенном убийстве. Однажды руководитель этого отдела (Т. Круз) сам оказывается подозреваемым преступником. Он обвиняется в том, что совершит убийство человека, которого пока он даже не знает. Он не верит в это, но теперь он вынужден сам скрываться от своих коллег. Единственная для него возможность доказать свою невиновность – это показать, что новая программа допускает ошибки и отнюдь не так идеальна, как этого хотелось бы многим…» Короче, ошибаются все, и идеальные программы, и прозорливые учителя. Посему, в одном случае Вы могли действительно помочь, в другом – наоборот навредить. Вы же не знаете всей подноготной… Однако на то и воспитатели/наставники/учителя/преподаватели, чтобы воспитывать/наставлять…, короче, влиять на неокрепшие умы. А какое качество оно в итоге приобретет, как и любое решение, можно узнать лишь «после», но никак не «до».
Интересное мнение, спасибо вам. А знаете, ведь в этом возрасте от 15 до 18 многих можно подтолкнуть к преступлению. Но, есть надежный способ — хороший пример: победы в спортивных соревнованиях, выходы на природу и те, кто остаётся безучастен к хорошему, как правило не отреагируют и на плохое. Таких пассивных ребят я никогда не пытался проверять злом — бесполезно (они не поведутся).
Мастак, не пугайтесь. То, что Вы делаете — не эксперимент, а методика! Иногда надо окунуть подростка в прогнозируемую ситуацию. возраст у них такой — авторитетов нет! А так «тюкнули» с головой. «Хлебнули» неприятностей. И увидели они, что может произойти в итоге. Вспомните замечательного педагога — А.С.Макаренко. И педагог хороший, и методы замечательные. А ведь не завертелась педагогическая машина, пока в морду он не дал самому сильному подростку. Так что у Вас тоже сила, только не физическая, а сила разума и выдумки. Молодец!
Спасибо за поддержку. А знаете, как хочется многим учителям отдавать детям в школах всего себя, но бюрократия и бумажная работа всё портит и на главное не остаётся времени. Я процентов 50% бумажной работы просто не делаю, чтобы детей хоть чему-то научить. (Учу профессии и курирую их на предприятиях во время практики).
вы сделали все правильно, но по своему опыту — встав на скользкую дорожку, ты упадешь, как бы тебя камушек не остановил — скатишься.
те парни ввиду своей неопытности не согли совершить преступление и попались, шоплифтинг — это искусство, которое будет незаметно всем. и ничто не мешаем им под чьим-либо влянием повторить дело, тролько которое может быть уже чернухой. а так — я бы пожала руку вам, если бы вы поймали так моего сына\дочь. приятно, что есть люди, которые что-то делают, чтобы исправить поколение.
Спасибо за поддержку. Труднее всего исправлять своих собственных детей. Я прям чувствую своё бессилие со своими…
Это урок жизни , и слово эксперимент тут не нужно , скольких ребят вы спасли от ошибок которых не исправить
Да, вы правы эксперимент ставят на подопытных кроликах и это слово я употребил здесь совершенно неверно. Тем более, что сам процесс был неприятный и на практике всё выглядело куда хуже, чем я это обрисовал, но зато результат приносил радость.
Совершенно не считаю это экспериментами! Здорово, что в нашем обществе ещё есть такие неравнодушные люди! Спасибо вам за это! В наше время ведь как, отработал и домой скорее, а там хоть потоп! Если бы у меня был разгильдяй, а учитель его направил в нужное русло, я бы была благодарна ему всю жизнь!
Большое спасибо за ваши добрые слова. Ведь я написал этот пост преследуя две цели: поделиться с публикой своим личным опытом и набраться смелости перед тем, как побеседовать с одной моей родительницей. Если бы умные люди очень негативно отреагировали, то я, наверное бы молчал до последнего, а теперь смогу поговорить откровенно. Мне кажется, сын маме всё рассказал и она уже в курсе, поэтому лучше мне будет первому начать разговор.